Организация физкультурно-оздоровительной работы в специализированных детских садах и школах имеет свои особенности. Деятельность педагога отличается специфичностью, обусловленной характером заболевания детей. Недостаток методических материалов вынуждает руководителей физического воспитания в дошкольных учреждениях модифицировать программы, используемые в работе со здоровыми детьми, или разрабатывать собственные программы, при этом специалисту необходимо хорошо ориентироваться в медицин­ских аспектах патологии. Для специальных образовательных школ ДЦП в 1986 г. разработана программа, но только для 1-4-х классов. Для средних и старших классов программ по физическому воспитанию и ЛФК нет. Учителю физкультуры и руководителю по физическому воспитанию необхо­димо знать методы и принципы последовательности формирова­ния двигательных навыков ребен­ка с ДЦП. При тренировке двига­тельных функций необходимо соблюдать принцип онтогенетичес­кой последовательности. Трениру­емые навыки целесообразно посто­янно адаптировать к повседневной жизни ребенка. B первую очередь необходимо развивать реакции выпрямления и равновесия.

Основным средством двигательной реабилитации является лечебная физическая культура (ЛФК). ЛФК проводится в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) в детских садах в форме малогрупповых занятий от 3 до 5 раз в неделю с младшей группой (3-4 года) — 15 мин, со средней (4-5 лет) — 20 мин, со старшей (5-6 лет) — 25 мин, с подготовительной (6-7 лет) — 30 мин. С детьми, имеющими среднюю и тяжелую степень ДЦП, занятия ЛФК проводятся индивидуально.

B дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинирован­ного вида имеются специализированные группы детей с церебральной патологией.

Занятия ЛФК могут проводиться также в лечебных учреждениях или реабилитационных центрах различными курсами, включая ком­плексное лечение.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в специализированных детских садах и школах имеет свои особенности. Деятельность педагога отличается специфичностью, обусловленной характером заболевания детей. Недостаток методических материалов вынуждает руководителей физического воспитания в дошкольных учреждениях модифицировать программы, используемые в работе со здоровыми детьми, или разрабатывать собственные программы, при этом специалисту необходимо хорошо ориентироваться в медицин­ских аспектах патологии. Для специальных образовательных школ ДЦП в 1986 г. разработана программа, но только для 1-4-х классов. Для средних и старших классов программ по физическому воспитанию и ЛФК нет. Учителю физкультуры и руководителю по физическому воспитанию необхо­димо знать методы и принципы последовательности формирова­ния двигательных навыков ребен­ка с ДЦП. При тренировке двига­тельных функций необходимо соблюдать принцип онтогенетичес­кой последовательности. Трениру­емые навыки целесообразно посто­янно адаптировать к повседневной жизни ребенка. B первую очередь необходимо развивать реакции выпрямления и равновесия.

1. Тренировка удержания го­ловы.B положении на спине вырабатывается умение приподни­мать голову поворачивать ее в сто­роны. Это важно для освоения следующего двигательного навы­ка — поворотов и присаживания. B положении на животе, для об­легчения удержания головы, под голову и плечи подкладывают ва­лик. Легче поднять голову при выполнении упражнений на большом мяче, раскачивая его вперед-назад. Раскачивание на мяче тренирует не только реакцию выпрямления головы, но и реакцию равновесия.

2. Тренировка поворотов ту­ловища. Повороты со спины на бок и со спины на живот стимули­руют подъем головы, тормозят влияние шейных тонических реф­лексов, развивают координацию движений, равновесие. B положе­нии на боку ребенок видит свои руки, что способствует выработке зрительно-моторных координаций. Кроме того, вращательные движе­ния необходимы для поддержания равновесия.

3. Тренировка ползания на четвереньках.Вначале следует тренировать поднимание головы и опору на предплечья и кисти в положении на животе. В поло­жении на четвереньках тренирует­ся способность правильно удержи­вать позу, опираясь на раскрытые кисти и колени, отрабатывается ре­акция равновесия, для тренировки поворотов, перенос массы тела, опираясь то на одну руку или одну ногу, то на другую. При этом необходимо следить за правильным (разогнутым) положением голо­вы. Для ползания на четвереньках надо правильно перемещать центр тяжести, сохранять равновесие и совершать реципрокные движения конечностями.

4. Тренировка сидения. Умение сидеть требует хорошего контро­ля головы, распространения реакций выпрямления на туловище, на­личия реакций равновесия и защитной функции рук. Кроме того, важна коррекция патологических поз. Устойчивость в положении сидя облегчает свободные движения рук, при этом спина должна быть выпрямлена, голова приподнята.

5. Тренировка стояния. Способность к стоянию основывается на освоении сидения и вставания на колени. B позе на коленях легче, чем в положении стоя, тренируются реакции равновесия туло­вища, поскольку благодаря большей площади менее выражена реакция страха падения. Тренировка ходьбы на коленях закрепляет реципрокную функцию мышц конечностей, необходимую для вертикальной ходьбы. Тренировка функции стояния предусматривает формирование равномерной опоры на стопы, контроль вертикальной позы туловища и сохранение реакций равновесия.

6. Тренировка ходьбы. Для тренировки ходьбы необходима вертикальная установка головы и туловища, перемещение центра тяже­сти на опорную ногу, перемещение неопорной ноги, правильная поста­новка стоп, возможность сохранять позу стоя при опоре на каждую ногу, равномерное распределение массы тела на обе стопы, правильное направление движения и ритм. Сначала ребенка обучают ходьбе с поддержкой (руками взрослого, параллельными брусьями, канатом, подвесной дорогой, шведской стенкой и пр.). Затем ребенок учится ходить самостоятельно.

Наряду с формированием основных двигательных навыков и уме­ний необходимо решать такие задачи, как:

— нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей;

— формирование навыка пра­вильной осанки и правильной установки стоп;

— коррекция сенсорных рас­стройств;

— коррекция координацион­ных нарушений (мелкой мотори­ки кисти, статического и динами­ческого равновесия, ритмичности движений, ориентировки в про­странстве);

— тренировка мышечно-су­ставного чувства;

— профилактика и коррекция контрактур;

— активизация психических процессов и познавательной деятельности.

Нормализация дыхательной функции

Умение правильно дышать повышает физическую работоспособ­ность, улучшает обмен веществ, помогает восстановлению речи. При ДЦП дыхание слабое, поверхностное, движения плохо сочетаются с дыханием, нарушена речь. B связи с этим для детей с церебральной патологией важно правильно выбрать исходное положение для выпол­нения упражнений, т.е. в зависимости от положения тела меняются и условия дыхания. Так, например, в положении лежа на спине затруднен вдох на опорной стороне, сидя — преобладает нижнегрудное дыхание, а диафрагмальное (брюшное) затруднено, стоя — преобладает верхне-грудное дыхание. B занятиях ЛФК используют как статические, так и динамические дыхательные упражнения в разных исходных положе­ниях с разным темпом, ритмом, с акцентом на вдох или выдох, с использованием различных предметов (надувание шариков, пускание мыльных пузырей, игра на духовых инструментах и пр.). Дыхание связано также с речью, поэтому используют звукоречевую гимнастики и с осанкой, поэтому обучение дыханию сочетают с коррекцией осанки.

Без соответствующей возрасту физической нагрузки невозможно формирование здорового организма. Необходимо начать уделять внимание развитию ребенка с самого детства, не дожидаясь проявления отклонений.

Плюсы от занятий ЛФК

Выполнение комплекса ЛФК, составленного грамотным специалистом, позволяет:

  • сформировать осанку;
  • развить мышечный корсет спины;
  • обеспечить нормальное развитие суставов и костей;
  • устранить асимметрию тела, вызванную сколиозом;
  • скорректировать плоскостопие;
  • нормализовать работу эндокринной и иммунной систем организма, повысить выносливость.

ЛФК оказывает позитивное влияние на детей, страдающих заболеваниями нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, проблемами с пищеварением и ожирением, нарушениями в развитии или травмами опорно-двигательного аппарата.

Благодаря адекватной физической нагрузке улучшается кровоток, нормализуется психоэмоциональное состояние, улучшается координация и равновесие. Помимо укрепления организма, занятия позволяют ребенку освоить навыки правильного дыхания, научиться контролировать различные мышцы.

Врачи отмечают, что ребенок, регулярно занимающийся физической культурой, имеет более стабильное психоэмоциональное состояние, легче адаптируется в школе, менее подвержен проявлениям аллергии и вирусным респираторным заболеваниям. Благодаря укреплению мышц и связок уменьшается риск получения растяжений и аналогичных травм при падениях. Активизация кровотока вследствие физической нагрузки улучшает питание тканей и предотвращает развитие дегенеративных заболеваний.

Основная задача упражнений, назначаемых при сколиозе, – укрепление мышц спины. Программа для занятий должна быть подобрана врачом, специализирующимся в этой области. Приведенный далее комплекс носит рекомендательный и ознакомительный характер:

Особенности детской ЛФК

При проведении занятий с детьми следует принять во внимание ряд факторов:

  • возраст;
  • уровень развития мелкой моторики;
  • психическое состояние;
  • общее физическое состояние.

Продолжительность выполнения комплекса детского ЛФК должна варьироваться в пределах от 20 до 50 минут в зависимости от состояния ребенка. Занятия рекомендуется проводить со специалистом, поскольку родителям может быть трудно правильно дозировать физическую нагрузку.

Врачи отмечают, что в возрасте от 12 до 17 месяцев и в период от 5 до 6 лет занятия ЛФК в профилактических целях наиболее важны. Они помогут предотвратить отклонения в развитии скелета и суставов и выработать правильную осанку.

Начинать занятия с ребенком можно уже в месяц. В этом возрасте основные цели, которые преследует ЛФК, рекомендуемая здоровым детям, сводятся к нормализации режима сна и бодрствования, работы ЖКТ, развитию рефлексов. Обязательно выполнение лечебных комплексов для младенцев, имеющих такие патологии, как:

  • кривошея;
  • плоскостопие или косолапость;
  • ДЦП.

Без соответствующей возрасту физической нагрузки невозможно формирование здорового организма. Необходимо начать уделять внимание развитию ребенка с самого детства, не дожидаясь проявления отклонений.

Все разделы современной практической медицины часто применяют лечебную физкультуру:

Противопоказания к применению ЛФК

Очень важно проконсультироваться с лечащим врачом о возможности использования лечебной физкультуры, так как ее применение имеет ряд противопоказаний. Главными противопоказаниями к применению ЛФК является:

  • нарушения психики, а также тяжелое состояние которые являются причиной отсутствия контакта с человеком
  • обострение болезни или его прогрессивное течение
  • усиление сердечно-сосудистой недостаточности
  • тахикардия (более 100 ударов в минуту)
  • брадикардия (менее 50 ударов в минуту)
  • негативная динамика ЭКГ, которая может говорить про нарушения кровообращения в коре головного мозга
  • гипертензия и гипотензия и другие ухудшения состояния.

3. Из прежней исходной позиции выполнять прыжки вверх.

Гармоничное физическое развитие в детском возрасте обеспечивается активным образом жизни и ранним приобщением ребенка к спорту. Это является одной из задач специалистов дошкольных образовательных учреждений.

Безусловно, заниматься с ребенком лечебной гимнастикой нужно и дома, и в специализированных медицинских учреждениях. Однако исследования показывают, что наибольший эффект достигается именно тренировками в условиях детского сада.

Лечебно-физическая культура в детском саду

Основные причины, побуждающие к внедрению лечебной физкультурыв дошкольные образовательные учреждения:

• Увеличение числа детей с врожденной патологией разных органов и систем;

• Ухудшение экологических условий, негативно сказывающихся на способности детского организма к адаптации;

• Малоподвижный образ жизни ребенка, предпочтение игр на электронных устройствах;

• Высокая загруженность родителей на работе, недостаток времени на занятия с детьми;

• Низкая доступность медицинской помощи – удаленность поликлиник и стационаров, строгий график работы, большие очереди.

Таким образом, детский сад оказывается наиболее доступным местом, где малыши могут регулярно тренироваться и укреплять здоровье.

Цели и задачи лечебной гимнастики в учреждении ДОУ

Первоочередная цель внедрения программы занятий ЛФК в детсадах: лечение и профилактика болезней опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной систем, общее укрепление здоровья ребенка.

• Регуляция работы сердца, легких, нервной системы, нормализация тонуса сосудов;

• Укрепление мышечного каркаса;

• Выработка и закрепление правильного стереотипа движений;

• Общеукрепляющее влияние на детский организм;

• Улучшение чувства равновесия, координации движений;

• Воспитание в детях адекватного отношения к физкультуре, здоровому образу жизни.

Исследования показывают, что регулярные занятия спортом помогают бороться с гиперактивностью, делают детей усидчивыми, менее агрессивными, так как направляют избыток энергии в полезное русло.

Особенности проведения занятий в ДОУ

Занятия лечебной гимнастикой в ДОУ рекомендуется проводить не менее 2 раз в неделю. Продолжительность тренировок для малышей до 5 лет составляет 20-25 минут, для 5-7-летних детей – 30-35 минут.Занятие состоит из 3 частей:

1. Вводная – 5-7 мин. Организация детей перед тренировкой – беседы о здоровье и пользе ЛФК, короткие игровые или танцевальные упражнения.

2. Основная – 15-20 мин. Выполнение комплекса упражнений, направленных на укрепление различных органов и систем, включая гимнастические элементы со спортивными снарядами.

3. Заключительная – 3 мин. Плавное возвращение детей к состоянию покоя – малоподвижные игры, дыхательная гимнастика, самомассаж ступней.

Кроме комплексных занятий ЛФК дважды в неделю,нужно ежедневно поддерживать двигательную активность детей на высоком уровне: проводить физкультминутки, пальчиковую гимнастику, подвижные игры на свежем воздухе и в помещении.

При планировании тренировок – как взрослых, так и детскихучитываются следующие рекомендации:

1. Наращивать нагрузки нужно постепенно, увеличивая число повторений и общее количество упражнений.

2. Задания подбираются в соответствии с возрастом и физическим состоянием ребенка.

3. Занятия должны проводиться регулярно, равномерно распределяться в течение недели.

4. Каждое упражнение повторяется несколько раз для выработки правильных динамических стереотипов.

5. Сложные элементы нужно чередовать с относительно простыми, с упражнениями на расслабление.

6. Каждые 2-3 недели гимнастический комплекс желательно корректировать, обновлять упражнения.

7. Важно контролировать состояние детей во время занятий. Если кто-то из малышей не справляется с нагрузками, значит комплекс для него стоит облегчить. Не нужно заставлять дошкольников заниматься на пределе своих физических возможностей – это вызовет срыв компенсации.

Поскольку заставить ребенка заниматься спортом бывает непросто, инструкторы в детских садах придумывают необычные и интересные формы тренировок.

Чтобы заинтересовать малыша тренировками, проводить их лучше всего в игровой форме, параллельно рассказывая какую-нибудь увлекательную историю, сказку. Например, выполняя упражнения, дети могут представлять себе, что они собирают грибы и ягоды, плывут по морю, летают, расправив крылья, прыгают, как зайчики.

Для детей определенный интерес представляют занятия с использованием спортинвентаря – мячей, обручей, фитболов, гимнастических ковриков. Для профилактики плоскостопия малышам 2-3 лет полезно ходить в носочках по массажным коврикам, ребристым дорожкам. Детям 4-5 лет рекомендуют катать ступнями шарики, ходить на носочках и пятках.

Веселей тренировки проходят под музыку, которая создает бодрый настрой и улучшает настроение.

Детям старшего дошкольного возраста уже доступны более сложные гимнастические элементы, занятия на канате, на шведской стенке. В тренировки можно включать соревновательный элемент, проводить эстафеты, командные игры. Обязательны бег, приседания, растяжка, простые акробатические упражнения.

В старших группах очень популярна танцевальная гимнастика. Упражнения выполняются синхронно, под музыку, в ритме танца.

Полезны детям и занятия в бассейне. Не только плавание, но и аквааэробика, игры с мячом.

Примерный комплекс ЛФК в детском саду

В этом разделе вы можете ознакомиться с примерной программой тренировок для детей дошкольного возраста. Все задания выполняются по 5-7 раз.

Упражнения для малышей до 2-3 лет:

1. Руки вытянуть над головой, ноги расставить по ширине плеч. Выполнять наклоны, не меняя положения рук.

2. Руки на поясе, ступни на ширине плеч. Делать приседания, имитируя сбор грибов, цветов и т. п.

3. Из прежней исходной позиции выполнять прыжки вверх.

4. Лечь на спину, приступить к упражнению «Велосипед», имитируя ногами нажатие на педали.

5. Из положения лежа на спине с вытянутыми вдоль туловища руками и прямыми ногами перевернуться на живот, а затем вернуться в начальную позицию.

Задания для детей 4-5 лет:

1. Встать прямо, руки положить на талию, ступни на ширине плеч. Поворачиваться корпусом вправо и влево, одновременно разводя руки в стороны.

2. Из прежнего начального положения высоко подпрыгивать и одновременно поворачиваться вокруг собственной оси.

3. В положении стоя взять гимнастический мяч, руки с мячом держать внизу. Выполнять приседания, в то же время вытягивая мяч вперед.

4. Перехватить мяч одной рукой. Протягивать руки перед собой и перекладывать мяч из одной ладони в другую.

5. Сесть на пол «по-турецки», наклоняться вперед, вытягивая руки перед собой и хлопая ими по полу.

Гимнастика для дошкольников 6-7 лет:

1. Ноги расставить на ширину плеч, руки опустить вдоль корпуса. Наклоняться вперед, поочередно пытаясь схватить руками пятку то правой, то левой ступни.

2. Руки протянуть перед грудью. Поочередно поднимать согнутую в колене то правую, то левую ногу, в то же время разводя в стороны прямые руки.

3. Встать лицом к стене, положить на нее ладони вытянутых рук. Наклоняться вперед, перебирая ладонями по стене, и выпрямляться тем же способом.

4. Не отходя от стены, поставить руки на талию. Поочередно поднимать правую и левую ноги, касаясь стены подошвой стопы.

5. Повернуться к стене спиной, приблизившись к ней вплотную, развести руки в стороны, коснувшись ладонями стены. Сводить прямые руки перед грудью, чтобы они перекрещивались наподобие ножниц. Вверху должна оказываться то правая, то левая рука – по очереди.

Нужно следить за тем, чтобы дети подходили к занятиям не формально,а старались правильно выполнить каждый элемент: следили за осанкой, дыханием, положением рук и ног.

Видео – ЛФК в детском саду вместе с родителями

Врачебный контроль проводится для выявления положительной динамики в состоянии малыша и оценки адекватности физических нагрузок. Он осуществляется несколько раз в течение года.Виды врачебного контроля:

1. Предварительный. Обычно проводится в сентябре, чтобы оценить исходный уровень спортивной подготовки и физического развития ребенка.

2. Периодический. Выполняется несколько раз в течение года, чтобы установить, правильно ли подобраны нагрузки и есть ли необходимость вводить в программу занятий дополнительные элементы.

3. Итоговый. Как правило, проводится в мае-июне. Позволяет определить эффективность занятий, наличие положительного влияния ЛФК, темпы физического развития.

Не во всех детсадах в штате присутствует педиатр. В таком случае промежуточные осмотры может проводить медицинская сестра ДОУ.

Врачебный контроль предполагает оценку следующих параметров:

• Осанка, подвижность позвоночника;

• Сила мышц спины, живота, конечностей;

• Координация движений, удержание равновесия;

• Наличие / отсутствие плоскостопия (с помощью плантографии);

• Состояние сердечно-сосудистой системы – пульс, артериальное давление, наличие аритмии;

• Уровень физической выносливости;

• Гармоничность физического развития, прибавку в росте и в весе;

• Состояние эмоциональной сферы.

Преимущества лечебной физкультуры

ЛФК имеет ряд преимуществ перед другими лечебно-профилактическими мероприятиями:

• Общедоступность, она практически не нуждается в финансовых вложениях;

• Подходит как здоровым малышам, так и детям с патологией различных органов и систем;

• Не имеет противопоказаний кроме острого периода инфекционной болезни;

• Простота выполнения, не требует специальных навыков;

• Оказывает комплексное воздействие на организм;

• Влияет не только на физическое развитие, но и на психоэмоциональную сферу;

• Гимнастический комплекс можно в любой момент изменить в соответствии с нуждами конкретного ребенка.

Видео – Игры с мячом. Детские игры. Педагогическое мероприятие в детском саду

Традиционно лечебная физкультура воспринимается как один из элементов закаливания, который способствует адаптации к условиям окружающей среды. В детском возрасте она особенно важна, поскольку в этот период происходит активный рост и формирование всех систем организма.

Таким образом, ЛФК – своего рода инвестиция в будущее. Если человек с детства приучится к спорту, будет гармонично развит, крепок и вынослив – все это поможет ему избежать проблем со здоровьем в старшем возрасте.

«Весёлый день рождения в детском саду». Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста«Весёлый день рождения в детском саду». Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Фотоотчет «Здорово быть здоровым. Физическая активность дошкольников во время самоизоляции»Фотоотчет «Здорово быть здоровым. Физическая активность дошкольников во время самоизоляции» Спорт и физкультура, Всех вперёд ведут. В трудную минуту Нас не подведут. Источник: интернет ресурс Вторую неделю в режиме самоизоляции,.

Коллекционирование в детском садуКоллекционирование в детском саду .

Конспект занятия по ОО «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет Конспект занятия по О. о. «Физическое развитие», о. д. «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет. Выполнила:.

Консультация для родителей «Физическая активность — способ укрепить здоровье ребенка»Консультация для родителей «Физическая активность — способ укрепить здоровье ребенка» Быть в движении-значит укреплять здоровье! Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду.

Макетирование в детском садуМакетирование в детском саду Макет (масштабная модель) – модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишенная, как правило, функциональности.

Оригами в детском саду.Оригами в детском саду. Оригами для детей — отличный способ развить логическое и пространственное мышление, стимулировать творческую активность путем активации.

Ширмы в детском садуШирмы в детском саду Театральной деятельность в детском саду позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира.

Уголок ПДД в детском садуУголок ПДД в детском саду Огромную роль в воспитании детей имеет знание правил дорожного движения. Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная.

Видеоотчет «Здорово быть здоровым. Физическая активность дошкольников во время самоизоляции» Человек по природе своей должен много двигаться. Не зря говорят, что движение – это жизнь. Чем меньше ребенок двигается, пролеживая все.

Оставить комментарий