Человек должен пройти и испытать много ступеней, чтобы достичь Объективного Разума, который есть способность схватывания своей собственной реальной природы и природы мира. Знание может принимать множество форм это инстинктивное, двигательное, эмоциональное, интеллектуальное, интуитивное, сознательное или творческое виды знания, или некоторая комбинация, всех видов или любых из них. Высшее Знание приходит лишь тогда, когда Трансформация завершена.

Человеческий организм — это нечто значительное большее, чем животное тело, адаптированное условиям жизни на поверхности Земли. Это поле[103], на котором совершается трансформация, и это — мастерская, в которой есть разные инструменты, необходимые для поддержания существования и достижения Сущности.

Инструменты — это прежде всего инстинктивно-двигательные, эмоциональные, сексуальные и интеллектуальные Функции с их центрами и различными уровнями работы. У среднего человека эти силы развиты лишь до минимума, необходимого для жизни, о существовании же скрытых сил своего организма он даже не подозревает. Более того, вое эти силы и способности не скоординированы, работают с низкой эффективностью и нуждаются поэтому в перенастройке с помощью соответствующих методов. Направления такой работы представлены тремя линиями: ОБ, ОЗ и ОИ. ОБ — работа над функциями посредством энергий вещества души: это усилие в обычном смысле олова. ОЗ — координирующее влияние знания, в частности знания себя. ОИ — способности внимания, решения и настойчивости, которые пребывают в Воле и должны воздействовать на организм, чтобы превратить его в эффективный инструмент более высоких частей Самости.

Знание

Прежде всего, человек должен узнать, что Трансформация возможна. Затем он должен изучить, что для этого требуется делать. И, наконец, он должен приобрести объективное сознание о Человеке, Вселенной и Боге.[104] Трансформация человека, которая обычно начинается с осознания Случайности — то есть ненадежности его существования, — часто обретает форму с помощью знания из традиционного источника.

Человек должен пройти и испытать много ступеней, чтобы достичь Объективного Разума, который есть способность схватывания своей собственной реальной природы и природы мира. Знание может принимать множество форм это инстинктивное, двигательное, эмоциональное, интеллектуальное, интуитивное, сознательное или творческое виды знания, или некоторая комбинация, всех видов или любых из них. Высшее Знание приходит лишь тогда, когда Трансформация завершена.

Бытие

Делание Души, или преобразование сырого вещества души в полностью организованный и независимый проводник — Бессмертную Душу — является фундаментом, на котором должна быть воздвигнута человеческая Завершенность. Вещество душа содержит всю человеческую способность к "переживанию опыта", но различные энергии не могут совершать свойственную им правильную работу, пока единственной организованной структурой является человеческое тело.

Существуют различные теории относительно структуры Души. Наиболее вероятным представляется, что у души две части: первая основана на чувствительности (Е5), вторая — на сознании (Е4). Одна принадлежит к жизненным энергиям, вторая — к космическим энергиям. Таким образом, имеется три проводника, возможных для человека. Первый — это физическое тело, которое принадлежит к тетраде Материальных Энергий и служит для контакта с Материальным Миром на четырех его уровнях. Второй -"Жизненное Тело", которое, подобно Энтелехии Аристотеля, является душой в качестве принципа жизни. У Гурджиева это "Тело Кесджан", оно также может вполне быть "естественным телом" (1 Коринф.,15.44). Традиции хорошо согласуются в том, что имеется "средняя душа", которая соединяет нижние и высшие части человеческой природы. Такое представление согласуется о заключением, выдвинутым в Первом томе относительно того, что Жизнь является звеном между Материальным (Гипономным) и Космическим (Гиперномным) мирами.

Вторая часть души — или третий проводник — неразрушима и бессмертна. Существо, сформированное из энергий, источники которых за пределами жизни, не является субъектом условий жизни и смерти.[105] У Гурджиева это "Высшее Тело Бытия", которое, будучи носителем Объективного Разума, непреходяще и должно вернуться к своему Источнику.

Доктрина души, состоящей из двух частей, была известна египтянам до 19 Династии. Есть еще более древняя Вавилонская или Шумерийская традиция, которая сохранилась в легендах, свидетельствующих о вере в "составные души", и "сверх-души". Погребальные обряды шумеров[106] указывают на то, что составная душа, формировавшаяся вокруг полубожественного Водителя, была предметом веры, с которой люди жили и умирали. Есть также традиции, упоминающие о четырех и даже семи проводниках, или принципах завершенного, целостного человека.

Все эти противоречивые на первый взгляд верования относятся к одной и той же ситуации. Варьируется лишь значение, которое придается проводникам и их силам. Ни в одной древней традиции не утверждалось "безусловного бессмертия" души. Такое утверждение возникло в Христианской и Мусульманской теологии в связи с неверным толкованием греками Халдейской и Египетской традиции.

Нам необходимо прояснить различия между выживанием, бессмертием и Единением, каждое из которых относится к разным состояниям Души. Позднее мы обсудим смерть и посмертные состояния. На данной же стадии мы изложим пробное описание характеристик совершенного человека.

Одной из характеристик Завершенности является интегральная и все же автономная работа различных частей Тотальности. Во-первых имеется тело, которое контролируется и направляется низшей частью Души, характеризующейся автоматизмом и чувствительностью. Сознание может оставлять эту часть, предоставив ей заниматься своим делом, поскольку она свободна от дефектов и колебаний. Вторая часть — это "ум", который тоже принадлежит к низшей части Души и расположен между чувствительностью и сознанием.

Затем следует высшая часть Души, которая формируется между сознанием и Творчеством — она свободна и от ограничений персонального существования и может участвовать в Космическом Сознании. Достигнув этой стадии совершенства, высшая часть души может иметь связь со всеми состояниями Индивидуализированной Воли. В этом случае Персональная Индивидуальность объединяется со Всеобщей Универсальной Индивидуальностью, которая в свою очередь целиком подвластна Космической Индивидуальности за пределами Существования.

Автономия трех проводников не является препятствием для их полной интеграции. Совершенный Человек — это не только Индивидуальность, или только Душа: это единство Тела, Души и Индивидуальности, что в теологии выражается как "Праведный Человек, сделавшийся Совершенным".

Трансформация вещества души, продуцирующая состояние человеческого совершенства, осуществляется "правильной жизнью". Это кажущееся столь простым понятие заключает в себе глубокую истину относительно человеческой природы. Вещество души среднего человека находится в состоянии, непригодном для того чтобы быть отлитым в постоянный проводник. Мы видели, что в момент зачатия вещество души подвергается трем искажениям: во-первых это общечеловеческий порок Эгоизма; во-вторых, следы прошлых жизней, сохранившиеся во Вместилище Вещества Души, и, наконец, состояние родителей во время и после зачатия. К этим дефектам добавляется влияние окружения — особенно людей — на очень чувствительное вещество души, в ранние годы. В результате всех этих загрязнений вещества души, средний искатель начинает свой путь к Реальности при очень невыгодных обстоятельствах. Все эти помехи воздействуют на его организм, его центры и функции, а через них — и на волю. Но в данный момент мы имеем дело с элементом Бытия.

Дефекты Бытия — это, во-первых, загрязнение вещества души нежелательными элементами, и, во-вторых, дезорганизация ее, то есть отсутствие структуры и связности. Очевидно, что эти действия должны устраняться в правильном порядке: очищение должно следовать первым, а организация — второй.

Очищение происходит под действием "очищающего агента" — например, сознание (Е4) может очистить чувствительность (Е5), а чувствительность может очистить автоматизм (Е6). Для того, чтобы очистить сознание, необходимо действие творческой энергии (Е3), которая не контролируется самим человеком, — и поэтому Помощь здесь совершенно необходима.

Эти несколько замечаний дают представление о трудностях очищения и, однако, без очищения организация вещества души может сформировать лишь больную или искалеченную душу, или же душу, базирующуюся на заблуждении. Но самой серьезной опасностью из всех возможных является формирование Эгоистической Души. Несколько позже мы займемся некоторыми из связанных с этим проблем.

Организация высшей и низшей части души требует соответствующих условий. Низшая, или Жизненная Душа, организуется до некоторой степени автоматически, посредством опыта жизни; но такая консолидация вещества души едва ли может породить полностью развитое "второе тело" или же развить силы, принадлежащие этому телу. Природа низшей души и ее способности (силы) представляют собой громадное поле исследований[107]. Эти силы, известные под названием Экстрасенсорной Перцепции (Сверхчувственное Восприятие), без сомнения, принадлежат низшей части души. Имеются модусы восприятия, еще не изученные или совершенно неправильно понятые западной наукой, которые можно испытать только с помощью правильно развитого второго тела. Когда второе тело сформировано неправильно, проявление его сил происходит часто анормально и может быть причиной трагических заблуждения. К примеру, мужчина или женщина могут развить способность ясновидения или медиумизма посредством серьезно зараженного второго тела, и поскольку такие силы сами по себе подлинные, такая личность может произвести сильное впечатление на искателей с недостаточным различением. В других случаях искажения второго тела могут привести к патологическим случаям — таким, как шизофрения,- сопровождаемым, однако, подлинными переживаниями.

Эти примеры — не более, чем затрагивание края проблемы, но они должны напомнить читателю, что силы, испытываемые посредством испорченных инструментов, сопряжены с опасностью. Очищение вещества души — необходимая предпосылка, и она должна включать все три принципиальных составляющих. •

Необходимы три расположения. Первое — подчинение внешним правилам и условиям; это очищает автоматическую энергию (Е6). Второе — самодисциплина, основанная на знании себя и раскаянии; это очищает чувствительность (Е5.). Третье — поклонение (почитание), которое очищает сознание (Е4).

Для успешного осуществления каждой из трех стадии, очищения требуются правильно организованные условия. Поскольку, в принципе требуются организованные условия. Поскольку, в принципе, ни одно дефектное качество не может очистить самое себя, необходимо взаимодействие различных уровней, и лишь в очень редких случаях такое взаимодействие уровней устанавливается в пределах одной человеческой Тотальности. Другими словами, лишь очень редкие существа способны очистить самих себя. Для большинства — и это идет много дальше нашего "среднего искателя" — требуется внешняя помощь. Такую помощь находят в различных формах: контакт с человеком высоких душевных качеств, сообщество искренних искателей, и особенно — школа, то есть общество, специально организованное для помощи духовному прогрессу искателей. Такая школа может исполнить свое назначение только тогда, если она находится под руководством опытного учителя или духовного руководителя.[108]

Наибольшая потребность в персональном руководстве имеет место на уровне автоматической энергии, которая может быть очищена и организована лишь намеренным и правильным усилием. Моральные принципы и правила поведения могут привести только к общим результатам. Особые дефекты, свойственные конкретному индивидууму, требуют проницательности и послушания, чтобы они могли быть искоренены. Очищение чувствительности должно начинаться о наставлений и руководства, но по мере того, как искатель приобретает все более тонкое знание самого себя, дисциплина оборачивается самодисциплиной. И, наконец, только сознание может направлять и упорядочивать процесс.

Третье очищение — или формирование высшей части души -может быть достигнуто, только с помощью Духовных Наставников, таких как Святые или Вали, которые способны предать очищенную творческую энергию тем, кто входит в сферу их влияния. Третье очищение совершается путем ориентации сознательной энергии (Е4) в сторону Идеала, но оно требует также эффективного контакта с творческой энергией. Для этого Идеал должен быть реальностью а не образом, созданным в чувствительности. Поклонение может быть искренним, но оно не окажет эффективного очищения, пока Объект Поклонения не является аутентичным источником любви и творчества. Все религии предписывают такое поклонение и учат что оно является двусторонним процессом, посредством которого поклоняющийся получает от объекта своего поклонения как раз то очищающее действие, которое необходимо, чтобы подготовить вещество души для ее трансформации в сосуд, в который может войти объект Поклонения Все организованные религии принимают в качестве ответственности обеспечение условий аутентичного поклонения.

Существует также и спонтанное поклонение, которое не нуждается в особых условиях, то есть не требует ритуала. В одной из таких форм поклонения осуществляется особый вид контакта между веществом души поклоняющегося и Универсальной Творческой Энергией.

Прежде чем оставить тему очищения, следует отметить два момента.

Во-первых, очищение означает значительно больше, чем устранение дефектов, Есть хорошие качества, которые, будучи смещенными, могут стать препятствием вместо того, чтобы помогать процессу.

Например, мягкость обращается в слабость, твердость в жестокость, терпение — в утрату инициативы. Существуют и менее очевидные дефекты природы и характера, которые выглядят положительными качествами или даже добродетелями, но для искателя они разрушительны, поскольку маскируют лежащий в центре Эгоизм. Даже покаяние, необходимое само по себе, может обратиться в дефект, а даже стать препятствием, если только оно не скорректировано высшей мудростью. Это одна из причин, почему самонаблюдение и принятие руководства весьма желательны и почти обязательны для человека, вставшего на путь искания.

Второй момент относится к тому, что может быть названо "ересью" (отпадением от веры), хотя мы понимаем этот термин в более широком смысле, чем его обычное использование в области морали. Очищение не требует много времени. Невзирая на вое дефекты, врожденные и приобретенные, подлежащие устранению, вещество души по самой своей природе устремлено к собственному очищению. Имеется постоянное и благотворное влияние Индивидуальности, устремляющей вещество души вперед. И тем не менее очищение у большинства людей требует много времени и связано с большими трудностями, поэтому низшая часть души может кристаллизоваться раньше, чем вещество души готово к этому. Главная причина задержки — и даже неудачи — это действие шести негативных триад: Воображение, Самопоклонение, Страх, Расточительство (Суета), Субъективизм и Отождествление.[109] Реагирующая Самость человека всегда склонна к этим негативным воздействиям, и пока она не поставлена под контроль более высоких частей Самости, она не только задерживает, но и сводит на нет работу по очищению, Ни одно учение о человеческой Трансформации не может пренебречь без ущерба этими шести формами "ереси". Они значительно серьезнее большинства грехов и дефектов, занесенных в моральные кодексы и этические системы.

Если целью и назначением человеческого существования является достижение Индивидуальности и исполнение предписанного нам Предназначения, тогда все суждения о правильности и ложном должны производиться в терминах того, что помогает и что задерживает такое исполнение. В свете правильного понимания шесть негативных триад следует признать главным препятствием и основной причиной, почему столь немногие, даже среди искренних искателей, достигает исполнения своей Судьбы.

Вторая стадия формирования Души названа Гурджиевым "кристаллизацией" Он утверждает, что средством кристаллизации является "жертва". Это можно рассматривать также как сдерживание наклонностей вещества души и поэтому имеет тот же смысл, что и знаменитое изречение из Йога Сутры Патанджали: "Йога — это сдерживание флюктуаций вещества ума". Эти наставления следует относить к ускоренному формированию второго тела, поскольку все повторяющиеся действия имеют тенденцию продуцировать фиксированные паттерны в веществе души.

Вот почему большинство людей развивает определенный тип души на протяжении своей жизни. Если душа, развитая подобным образом, создана постоянными моральными действиями, направленными к объективно правильной цели, то результатом явится "хорошая душа". Это происходит даже в тех случаях, когда отсутствует религиозная вера в возможность души, как и любого иного существования, кроме существования живого организма.

Этих замечаний достаточно, чтобы указать, что формирование Души может иметь много вариантов, Хотя реальность и значение формирования Души были известны человечеству в течение тысячелетий и хотя они достигли нас в форме мифов и легенд, а также в философских системах и религиозных доктринах, и даже в совершенно явных терминах; хотя плоды формирования души совершенно очевидны, у тех, кто достиг совершенства, до сих пор удивительно мало внимания уделялось механизму формирования Души и условиям, которые облегчают и благоприятствуют успешному завершению процесса. Это тема, где наука и религия могут найти общее основание на благо человечества. "Хорошо сформированная душа" — величайшее достижение экзистенциальной жизни (ибо мы не должны забывать, что низшая душа принадлежит к Существованию, а не Сущности). Это важно не только для "будущей жизни", но и для настоящего жизненного цикла. Человек с "хорошо сформированной душой" обладает полной властью над своим физическим телом. Он свободен от всех ненужных страданий обычной жизни. Он индуцирует суть естественных процессов, что дает ему преимущество перед другими, не сознающими его истинных приобретений и приписывающих их более высокому знанию, умение и даже удаче.

И тем не менее второе тело, или низшая часть души, не обеспечивает человеку исполнения его Судьбы или даже достижения Индивидуальности — это относится к высшей части Души. На этой стадии нашего исследования мы лишь бегло обрисуем формирование Души Сознательной, или "Высокого Бытийного Тела". Более детальное рассмотрение будет дано в связи с проблемами выживания и бессмертия.

Две части Души формируются путем процессов, которые выглядят противоречивыми. Низшая часть Души формируется посредством действия, высшая часть — путем недействия. Чтобы кристаллизовать второе тело, необходимы твердость намерения, настойчивость и жертва. Выплавление высшей части происходит благодаря спокойствию, созерцанию, поклонению и любви.

Оставить комментарий